Чай и Дзен

«Как тебе чай?» - по завершении всего спросил пожилой монах с блеском в глазах и лучезарной улыбкой. Я немного был в замешательстве от вопроса,  и не знал что сказать, ведь его вопрос был не о чае…

Улыбаясь, он похлопал меня по плечу и сказал на китайском: «Хао, Хао!» (Хорошо, хорошо!)…

Особняком стоит чайная традиция в Дзенских (Чаньских) монастырях и общинах Востока. Монастырские чайные традиции базируются на принципах классического китайского чаепития с привнесением особенностей и обычаев конкретного монастырского общества.

В отличие от общей традиции чаепития, Чаньская чайная культура представляет собой верх традиции и ритуала. Чайная церемония воплощает некую медитативную практику, а дополнительные ритуалы и действия создают завершенность, как бы "округляя" этот процесс.  Все начинается с самого места отдыха и чаепития. Как правило это отдельное место в храме или прихрамовом помещении. Нередко чайное пространство оборудовано в одном помещении с мастерской каллиграфии. В этом случае каллиграфия и чай переплетаются между собой в единый процесс раскрытия сознания человека.

Террасы зеленого чая Цуй ЛаньИсторически сложилось так, что некоторые буддийские монастыри владеют небольшими участками горных террас или прилегающих к монастырю горных участков. Обычно, буддийским монахам запрещено обрабатывать землю, поэтому, монастыри передают эти участки в аренду фермерам для сельского хозяйства (для выращивания риса или чая, в зависимости от пригодности почвы и климата). А вот помогать собирать чайные листья монахи нередко выходят большим количеством, например, чтобы успеть до смены климата.

«Почему вам так нравится собирать чайные листья?» - спросили мы у монаха средних лет из буддийского монастыря провинции Хэнань, Китай.
«Мы, буддийские монахи, ежедневно перебирая бусины четок в руках мысленно перечитываем молитвы и классические буддийские сутры. Сбор чайных листьев подобен этому. Представь, что каждый чайный лист, это одна из 108 бусин на моих четках (показывает пальцем на четки висящие на шее). Каждый раз, срывая лист я мысленно молюсь бодхисаттве милосердия Гуаньинь. Для нас сбор чая это в большей степени еще один способ духовной практики, чем фермерская работа.»

Пьют Зеленый чай В Китае есть не мало ценителей чая собранного руками монахов и такой чай стоит, как правило, не дешево, а собранные средства идут на ремонт и поддержание монастыря. Честно говоря, сбор чая монахами явление более распространенное, чем тонкости и традиции Чаньского чаепития. Во многих провинциях Китая монахи собирают такие известные сорта чая как улун Дахунпао, Цуй Лань, Мао Цзян, Маофен гор Хуаншань, даосские монахи собирают Чжу е цин и многие другие.
Невозможно провести четкую локализацию этого явления, т.к. помимо монастырей есть большое количество бродячих монахов, которые за еду и ночлег просто помогают фермерам по хозяйству, например, на юге Китая в провинции Юньнань при сборе листьев чая пуэр. 

Периодически монахи собираются пообщаться и выпить чая. Разговоры, в такой обстановке, как правило ограничиваются Чань-Буддийской тематикой, обсуждением высказываний, трактовок сутр или символизмом иероглифов. В ходе беседы монах-чайный мастер совершает различные ритуалы, воскуривает благовония, расставляет чайную утварь и достает чай. Нередко, у «мастеров-чая», и мастеров каллиграфов пожилого возраста есть молодой монашек помощник, который кипятит воду, моет посуду, убирает и помогает во всем. 

Постепенно голос обсуждения становится все тише и тише, переходя в монотонный шепот. Люди, знакомые с фонетикой китайского языка поймут, что это сделать не так то просто.

Мастер готовится, расставляет все по местам, кладет чайные листья в чайник и начинает заваривать. Все внимание участников церемонии привязано к этому процессу. Капли чая постепенно падают в пиалу, наполняя ее свежим ароматным чаем… Первым пиалу поднимает самый старший монах, затем все остальные, и все пьют. Но сама цель не в чае, а в медитации и состоянии сознания. 

Когда Чаньский-монах заваривает чай - это уже процесс медитации. И когда чай начинает литься в чашку время как будто бы начинает останавливаться. С каждой каплей все медленнее и медленнее, как в замедленном кадре фильма...

Кружка полна, но пить ее некому, монах и чай уже едины, чай проник в него, а монах познал природу чая…

Опустошая пиалу он лишь глубже познает себя.
Это может длиться от получаса до двух-трех часов.

Процесс поистине незабываемый...






Возврат к списку




ВОЙТИ